СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР
Образовательный портал для подготовки к работам
Биология для 11 класса
биология–11
сайты - меню - вход - новости


Вариант № 22992

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 1.1 № 1581

Студент наблюдал за поведением амёбы в микроскоп. Он заметил, что иногда на теле амёбы образуются выросты, обхватывающие чужеродные частицы. Какое свойство живых организмов иллюстрирует эта фотография?


Ответ:

2
Задание 1.2 № 1605

Как называются тип данного процесса у простейших, заключающийся в захвате и переваривании твердых частиц пищи?


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

3
Задания Д2 № 1971

В экосистеме северных морей и прибрежной территории живёт и взаимодействует множество растений, животных и микроорганизмов. Рассмотрите группу, в которую входят белый медведь, сельдь, фито- и зоопланктон, тюлень, треска.

Подпишите изображённые на фотографиях и рисунках объекты, входящие в указанную выше группу.

 

12345


4
Задания Д2 № 1972

В экосистеме северных морей и прибрежной территории живёт и взаимодействует множество растений, животных и микроорганизмов. Рассмотрите группу, в которую входят белый медведь, сельдь, фито- и зоопланктон, тюлень, треска.

Распределите данные организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите номер или название одного из объектов группы.

Пищевая цепь:

 



5
Задания Д2 № 1324

Подсчитайте, какую массу растений (в г) сохранит от гусениц пара скворцов при выкармливании 2 птенцов до массы от 1,5 до 3 г каждый. Если, согласно правилу экологической пирамиды для нарастания 1 г массы консументов 2 порядка необходимо 10 г консументов 1 порядка.


Ответ:

6
Задание 3 № 1623

Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота углерода в природе. Укажите название процесса, обозначенного вопросительным знаком.


Ответ:

7
Задание 4 № 1933

Светлана хотела узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в стандартной питательной среде. Она налила в колбу питательную среду и поместила туда небольшое количество культуры бактерий. Каждые 20 минут Светлана отбирала небольшое количество среды и оценивала количество бактерий в ней. Данные своего исследования она нанесла на график (по оси x отложено время после введения культуры в среду (в мин.), а по оси у — количество бактерий в среде (клеток на мл)).

Опишите зависимость скорости роста количества бактерий от времени.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

8
Задание 5 № 1934

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­под­чи­не­ния эле­мен­тов био­ло­ги­че­ских си­стем, на­чи­ная с наи­боль­ше­го.

 

Эле­мен­ты:

1) ком­плекс Голь­д­жи

2) го­ло­во­грудь

3) уг­ле­вод

4) реч­ной рак

5) клет­ка

6) эпи­те­лий кожи

 

За­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.


Ответ:

9
Задание 6.1 № 1801

Человек выкурил одну сигарету, содержащую 0,8 мг никотина, который полностью всосался и равномерно распределился по крови и другим жидкостям тела. Рассчитайте концентрацию никотина в организме человека через 4 часа после выкуривания сигареты, если через 6 часов от 1 мг никотина в организме остается всего 0,03 мг. В расчётах округляйте числа до сотых.


Ответ:

10
Задание 6.2 № 1802

По­па­да­ние ни­ко­ти­на в ор­га­низм вы­зы­ва­ет вы­плеск ад­ре­на­ли­на. Какая часть ве­ге­та­тив­ной нерв­ной си­сте­мы от­ве­ча­ет за дан­ный про­цесс?


Ответ:

11
Задание 7 № 970

Определите формы борьбы за существование, которые вызывают гибель мышевидных грызунов. запишите номер каждой из причин гибели в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список причин гибели мышевидных грызунов:

1) грызуны гибнут от бактерий и вирусов

2) грызуны вытесняют друг друга

3) грызунов поедают совы

4) грызуны гибнут от осенних дождей, чередующихся с похолоданием

5) заливание нор весной снеговой водой



ВнутривидоваяМежвидоваяБорьба с неблагоприятными условиями среды


12
Задание 8 № 1076

Рассмотрите схему скрещивания. Скрещивание гороха с жетыми и зелеными семенами. Укажите генотип потомства F1 (AA/Aa/aa)?


Ответ:

13
Задание 9 № 1298

Признак платиновой окраски у лис является полулетальным. В гомозиготном состоянии — летален. Рецессивный ген (а) определяет серебристую окраску. На звероферме скрестили платиновых и серебристых лисиц. Определите вероятность рождения (%) платиновых лисиц в потомстве. Укажите генотип родителей; вероятность рождения (%) потомства. Ответы занесите в таблицу.

 



самка, платиновая самец, серебристый вероятность рождения (%) потомства


14
Задание 10.1 № 1961

Мама Михаила решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё четвёртая группа крови. Известно, что отец Михаила имеет вторую группу крови.

Какой группы может быть кровь у Михаила? Укажите все возможные варианты.


Ответ:

15
Задание 10.2 № 1962

Мама Михаила решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё четвёртая группа крови. Известно, что отец Михаила имеет вторую группу крови.

Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Михаил быть донором крови для своей матери.


Ответ:

16
Задание 11.1 № 1286

Рас­смот­ри­те ри­су­нок, какой струк­тур­ный ком­по­нент клет­ки обо­зна­чен бук­вой А. Как он на­зы­ва­ет­ся?


Ответ:

17
Задания Д8 № 1292

В результате анализа крови у мужчины было установлено содержание гемоглобина 120 г/л. Количество эритроцитов 3,5 х 1012/л. В норме содержание гемоглобина у мужчин 135-160 г/л; количество эритроцитов — 4-5х1012/л? Дайте название этому состоянию. Каковы могут быть причины такого состояния пациента? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

 

Список ответов:

 

1) анемия

2) базедова болезнь

3) нарушение белкового обмена

4) недостаток железа

5) недостаток витамина D



ДиагнозПричина


18
Задание 12.1 № 2091

Фраг­мент иРНК имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность:

 

ГУ­АГ­ГУЦ­ЦАЦ­ГАУ­ЦА

 

Опре­де­ли­те по­сле­до­ва­тель­ность участ­ка ДНК, по­слу­жив­ше­го мат­ри­цей для син­те­за этой мо­ле­ку­лы РНК, и по­сле­до­ва­тель­ность белка, ко­то­рая ко­ди­ру­ет­ся этим фраг­мен­том иРНК. При вы­пол­не­нии за­да­ния вос­поль­зуй­тесь пра­ви­лом ком­пле­мен­тар­но­сти и таб­ли­цей ге­не­ти­че­ско­го кода.

 

Таб­ли­ца ге­не­ти­че­ско­го кода (и-РНК)

 

Пер­вое

ос­но­ва­ние

Вто­рое ос­но­ва­ниеТре­тье

ос­но­ва­ние

УЦАГ
УФен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

ЦЛей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

АИле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

ГВал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Пра­ви­ла поль­зо­ва­ния таб­ли­цей

 

Пер­вый нук­лео­тид в три­пле­те берётся из ле­во­го вер­ти­каль­но­го ряда; вто­рой – из верх­не­го го­ри­зон­таль­но­го ряда и тре­тий – из пра­во­го вер­ти­каль­но­го. Там, где пе­ре­се­кут­ся линии, иду­щие от всех трёх нук­лео­ти­дов, и на­хо­дит­ся ис­ко­мая ами­но­кис­ло­та.

 

ДНК:



19
Задание 12.2 № 2092

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

 

ГУАГГУЦЦАЦГАУЦА

 

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

 

Таблица генетического кода (и-РНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ
УФен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

ЦЛей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

АИле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

ГВал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила пользования таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

 

Белок:



20
Задание 12.3 № 2093

При рас­шиф­ров­ке ге­но­ма си­ре­ни было уста­нов­ле­но, что во фраг­мен­те мо­ле­ку­лы ДНК доля нук­лео­ти­дов с ци­то­зи­ном со­став­ля­ет 15%. Поль­зу­ясь пра­ви­лом Чар­гаф­фа, опи­сы­ва­ю­щим ко­ли­че­ствен­ные со­от­но­ше­ния между раз­лич­ны­ми ти­па­ми азо­ти­стых ос­но­ва­ний в ДНК (Г + Т = А + Ц), рас­счи­тай­те ко­ли­че­ство (в %) в этой пробе нук­лео­ти­дов с аде­ни­ном.


Ответ:

21
Задание 13 № 2031

Современную эволюционную теорию, согласно учению Дарвина, можно представить в виде следующей схемы.

Объясните, руководствуясь этой схемой, формирование толстого слоя подкожного жира у предков современных моржей, живших в воде.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

22
Задание 14 № 2074

На рисунке изображены отпечатки листьев, ствола и реконструкция Сигиллярии — вымершего плауновидного растения, обитавшего 310–280 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите эру и периоды, в которые обитал данный организм. Какие растения были его возможными предками?

 

Геохронологическая таблица

 

ЭРАПериод и
продолжительность
(в млн лет)
Животный и растительный мир
Название и
продолжительность
(в млн лет)
Начало
(млн лет
назад)
Кайнозойская,
66
66Антропоген, 2,58Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик
Неоген, 20,45Господство млекопитающих и птиц
Палеоген, 43Появление хвостатых лемуров, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений
Мезозойская,
186
252Мел, 79Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений
Юра, 56Появление первых птиц и примитивных млекопитающих, расцвет динозавров. Огромные территории суши покрылись пышной растительностью, прежде всего разнообразными лесами. Они в основном состояли из папоротников и процветающих голосеменных. В морях процветание головоногих моллюсков
Триас, 51Начало расцвета пресмыкающихся. Появление костистых рыб
Палеозойская,
289
541Пермь, 47Вымирание трилобитов. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение каменноугольных лесов
Карбон, 60Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Характерно разнообразие насекомых. Расцвет гигантских хвощей, плаунов, древовидных папоротников
Девон, 60Быстрая эволюция рыб. В позднем девоне многие группы древних рыб вымерли. Суша подверглась нашествию множества членистоногих. Появились первые земноводные. Появились споровые хвощи и плауны
Силур, 25Происходит активное строительство коралловых рифов. Распространены ракоскорпионы. Растения заселяют берега водоёмов
Ордовик, 41Множество бесчелюстных рыб. Появляются различные виды водорослей. В конце периода появляются первые наземные растения
Кембрий, 56В ходе грандиозного эволюционного взрыва возникло большинство современных типов животных. В океанах и морях многообразие зелёных водорослей

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.