СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР
Образовательный портал для подготовки к работам
Биология для 11 класса
биология–11
сайты - меню - вход - новости




Вариант № 22993

Работа содержит 16 заданий. Ответом к заданиям 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13 является цифра, последовательность цифр или слово, последовательность слов, записанных без пробела. Задания 2, 5, 12, 14, 15, 16 предполагают развёрнутый ответ.


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.



Версия для печати и копирования в MS Word
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:1.5:30:00
1
Задание 1.1 № 1865

В опыте экспериментатор прикасается к листьям стыдливой мимозы, они быстро складываются в продольном направлении и опускаются книзу. Через некоторое время листья снова принимают прежнее положение.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?


Ответ:

2
Задание 1.2 № 2245

В опыте экспериментатор прикасается к листьям стыдливой мимозы, они быстро складываются в продольном направлении и опускаются книзу. Через некоторое время листья снова принимают прежнее положение.

Приведите пример аналогичного явления у животных.


Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

3
Задание 2.1 № 2181

На пойменном лугу живёт и взаимодействует множество растений, животных и микроорганизмов. Рассмотрите группу, в которую входят лягушка, ястреб-тетеревятник, клевер, щелкун, гадюка.

Подпишите изображённые на фотографиях и рисунках объекты, входящие в указанную выше группу.

 

12345


4
Задание 2.2 № 2182

На пойменном лугу живёт и взаимодействует множество растений, животных и микроорганизмов. Рассмотрите группу, в которую входят лягушка, ястреб-тетеревятник, клевер, щелкун, гадюка.

Распределите данные организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите номер или название одного из объектов группы.

Пищевая цепь:

 



5
Задание 2.3 № 2183

На пойменном лугу живёт и взаимодействует множество растений, животных и микроорганизмов. Рассмотрите группу, в которую входят лягушка, ястреб-тетеревятник, клевер, щелкун, гадюка. Как скажется на численности насекомых уменьшение численности лягушек на лугу? Ответ обоснуйте.


Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

6
Задание 3 № 1637

Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота питательных веществ в экосистеме. Укажите функциональную группу организмов, обозначенную вопросительным знаком.


Ответ:

7
Задание 4 № 321

Пользуясь таблицей 1 «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», ответьте на следующий вопрос: для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?

 

Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений

ВидПлощадь поверхности
листа, см2
Число устиц в 1 см2
верхняя сторона
листа
нижняя сторона
листа
Капуста14 10022 600
Кукуруза600—135052006800
Подсолнечник38175325
Пшеница13—1533001400
Фасоль49400028 100
Яблоня1829 400
Картофель510016 100
Овёс12—1525002300

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

8
Задание 5 № 1662

Установите последовательность этапов формирования условного рефлекса у собаки, начиная с первого.

Пропущенные элементы:

 

1) появление очага возбуждения при включении лампочки

2) сочетание включения лампочки и предложения лакомства с последующим слюноотделением у собаки

3) исключение безусловного стимула (лакомства)

4) слюноотделение при включении лампочки

5) появление очага возбуждения при получении лакомства и слюноотделение

6) многократное повторение

 

Запишите соответствующую последовательность цифр.


Ответ:

9
Задание 6.1 № 1809

Человек принял 2 таблетки, содержащие по 75 мг действующего вещества, которое полностью всосалось и равномерно распределилось по крови и другим жидкостям тела. У исследуемого человека объём жидкостей тела можно считать равным 40 л. Рассчитайте, через какое время (в ч) после приёма лекарство перестанет действовать на этого человека, если данное действующее вещество перестаёт действовать при концентрации 1,5 мг/л, а концентрация его снижается за час на 0,5 мг.

Ответ запишите до десятых.


Ответ:

10
Задание 6.2 № 1810

Как называется иммунитет, основанный на действии антител?


Ответ:

11
Задание 7 № 2147

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой болезни из списка в соответствующую ячейку таблицы. В каждой ячейке таблицы может быть записано несколько номеров.

 

Список болезней человека:

1) базедова болезнь

2) дизентерия

3) малярия

4) фенилкетонурия

5) дифтерия

 

Наследственное

заболевание

Приобретённое заболевание
ИнфекционноеНеинфекционное



12
Задание 8 № 1044

Генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, некоторые члены которой умеют «сворачивать язык в трубочку».

Используя предложенную схему, определите, данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами?


Ответ:

13
Задание 9 № 1094

Сколько хромосом будет содержаться в лейкоцитах крови у внука, если у его дедушки в этих клетках содержится 46 хромосом (диплоидный набор хромосом)? Сколько хромосом в сперматозоидах (гаплоидный набор) человека? Сколько хромосом в клетках кожи дедушки, если в лейкоцитах 46 хромосом? Ответы занесите в таблицу.

 



Лейкоцит внука Клетка кожи Сперматозоид


14
Задание 10.1 № 1898

Татьяна решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё четвёртая группа крови. Татьяна знает, что у её матери третья группа крови.

Какой группы может быть кровь у отца Татьяны? Укажите все возможные варианты.


Ответ:

15
Задание 10.2 № 1899

Татьяна решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё четвёртая группа крови. Татьяна знает, что у её матери третья группа крови.

Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Татьяна быть донором крови для своей матери.


Ответ:

16
Задание 11.1 № 1102

Рассмотрите рисунок клеточной структуры. Как она называется?


Ответ:

17
Задание 11.1 № 1108

Рассмотрите рисунок прокариотической клетки, какая структура обозначена буквой А. Как она называется?


Ответ:

18
Задание 12.1 № 1697

Совокупность антикодонов тРНК имеет следующую последовательность:

 

АУГ, ГАЦ, ЦЦУ, ГУГ, УЦГ

 

Определите последовательность иРНК, комплементарной тРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности.

 

Таблица генетического кода (и-РНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ
УФен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

ЦЛей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

АИле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

ГВал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

 

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

 

иРНК:



19
Задание 12.2 № 1696

Совокупность антикодонов тРНК имеет следующую последовательность:

 

АУГ, ГАЦ, ЦЦУ, ГУГ, УЦГ

 

Определите последовательность белка, синтезированного с помощью представленных антикодонов. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и/или таблицей генетического кода. .

 

Таблица генетического кода (и-РНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ
УФен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

ЦЛей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

АИле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

ГВал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

 

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

 

Белок:



20
Задание 12.3 № 1988

При расшифровке генома облепихи было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля нуклеотидов с цитозином составляет 5%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте количество (в %) в этой пробе нуклеотидов с аденином.


Ответ:

21
Задание 13 № 1926

Современную эволюционную теорию, согласно учению Дарвина, можно представить в виде следующей схемы.

Объясните, руководствуясь этой схемой, раннее цветение (до распускания листьев) некоторых форм ветроопыляемых растений.


Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

22
Задание 14 № 1210

На рисунке изображен Рабидозавр - вымершее животное, обитавшее 220 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также укажите, к какому классу относится данное животное.

 

Геохронологическая таблица

 

ЭРАПериод и
продолжительность
(в млн лет)
Животный и растительный мир
Название и
продолжительность
(в млн лет)
Возраст
(в млн лет
назад)
Кайнозойская (новой жизни),
67
67Антропоген, 1,5Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик
Неоген, 23,5Господство млекопитающих и птиц
Палеоген, 42Появление хвостатых лемуров, долгопятов, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений
Мезозойская (средней жизни),
163
230Меловой, 70Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений
Юрский, 58Господство пресмыкающихся. Появление археоптерикса. Процветание головоногих моллюсков. Господство голосеменных
Триасовый, 35Начало расцвета пресмыкающихся. Появление первых млекопитающих, настоящих костистых рыб
Палеозойская (древней жизни),
340
Возможно, 570Пермский, 55Быстрое развитие пресмыкающихся. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Вымирание трилобитов. Исчезновение каменноугольных лесов. Богатая флора голосеменных
Каменноугольный,
75—65
Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Появление летающих форм насекомых, пауков, скорпионов. Заметное уменьшение трилобитов. Расцвет папоротникообразных. Появление семенных папоротников
Девонский, 60Расцвет щитковых. Появление кистепёрых рыб. Появление стегоцефалов. Распространение на суше высших споровых
Силурийский, 30Пышное развитие кораллов, трилобитов. Появление бесчелюстных позвоночных — щитковых. Выход растений на сушу — псилофиты. Широкое распространение водорослей.
Ордовикский, 60
Кембрийский, 70
Процветают морские беспозвоночные. Широкое распространение трилобитов, водорослей
Протерозойская (ранней жизни),
свыше 2000
2700Органические остатки редки и малочисленны, но относятся ко всем типам беспозвоночных. Появление первичных хордовых — подтипа бесчерепных
Архейская (самая древняя в истории Земли),
около 1000
Возможно,
>3500
Следы жизни незначительны

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:1.5:30:00
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.