При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Какой процесс изображен на рисунке?
Ответ:
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В экосистеме северных морей и прибрежной территории живёт и взаимодействует множество растений, животных и микроорганизмов. Рассмотрите группу, в которую входят белый медведь, сельдь, фито- и зоопланктон, тюлень, треска.
Подпишите изображённые на фотографиях и рисунках объекты, входящие в указанную выше группу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В экосистеме северных морей и прибрежной территории живёт и взаимодействует множество растений, животных и микроорганизмов. Рассмотрите группу, в которую входят белый медведь, сельдь, фито- и зоопланктон, тюлень, треска.
Распределите данные организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите номер или название одного из объектов группы.
Пищевая цепь:
→ | → | → | → |
В экосистеме северных морей и прибрежной территории живёт и взаимодействует множество растений, животных и микроорганизмов. Рассмотрите группу, в которую входят белый медведь, сельдь, фито- и зоопланктон, тюлень, треска. Как скажется на численности белого медведя снижение численности фито- и зоопланктона? Ответ обоснуйте.
Ответ:
Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота воды в природе. Укажите название атмосферного явления, обозначенного вопросительным знаком.
Ответ:
Молодой учёный изучал ответ тли (Aphididae) на различные длины волны света. Эти насекомые размножаются партеногенезом. В данном эксперименте тлей выращивали на растениях настурции, которые освещали светом, пропущенным через красный, жёлтый, синий или серый (использовался как контроль) светофильтр. В таблице приведено количество потомков тлей в процентах по дням наблюдения.
Цвет света|Дни | 7 | 14 | 21 | 28 |
---|---|---|---|---|
Синий | 7 | 6 | 6 | 5 |
Жёлтый | 10 | 9 | 8 | 8 |
Красный | 12 | 12 | 11 | 10 |
Серый | 9 | 8 | 8 | 8 |
Внимательно рассмотрите таблицу и ответьте на вопрос: опишите динамику размножения тлей по неделям.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего.
Пропущенные элементы:
1) растение
2) пестик
3) соцветие
4) семязачаток
5) завязь
6) цветок
Запишите соответствующую последовательность цифр.
Ответ:
Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах ( в мг). Пользуясь таблицей, ответьте на вопросы, при расчетах используйте минимальный показатель данных (например, 2-8 – используем 2). Сколько миллилитров мандаринового сока нужно выпить для удовлетворения суточной потребности в витамине С?
Соки | Витамины, в мг на 100 мл сока | ||
---|---|---|---|
Витамин A | Витамин B1 | Витамин C | |
Абрикосовый | 2,0 | 0,03 | 7,0 |
Апельсиновый | 0,25 | 0,05 | 30—50 |
Вишнёвый | 0,37—0,55 | 0,05 | 15 |
Гранатовый | — | — | 5 |
Грушевый | 0,08 | 0,05 | 5 |
Клюквенный | — | — | 10 |
Лимонный | 0,12—0,2 | 0,05 | 20—60 |
Мандариновый | 0,3—0,6 | 0,07 | 20—40 |
Морковный | 2—9 | 0,6 | 5—10,5 |
Томатный | 2—3 | 0,12 | 40—50 |
Черносмородиновый | 0,75—2 | 0,08 | 150—300 |
Суточная потребность | 6,0 | 1,2—2,6 | 60—110 |
Ответ:
Какое заболевание вызывает недостаток витамина D?
Ответ:
Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.
Список болезней человека:
1) гастрит
2) гайморит
3) инфаркт
4) ларингит
5) ишемия
Заболевания системы органов | ||
Пищеварительной | Сердечно-сосудистой | Дыхательной |
Генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучения наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи. Фрагмент родословного древа семьи:
Используя предложенную схему, определите данный признак сцеплен или не сцеплен с половыми хромосомами?
Ответ:
У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а). Жена страдает в роду которой никогда не встречалась глаукома (чистая линия), а муж гетерозиготен по данному признаку, его мать страдала глаукомой. Определите генотипы родителей и вероятность рождения ребёнка с глаукомой. Ответы занесите в таблицу.
Мать | Отец | Вероятность рождения ребенка с глаукомой, % |
Светлана решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё вторая группа крови. Светлана знает, что у её матери четвёртая группа крови.
Какой группы может быть кровь у отца Светланы? Укажите все возможные варианты.
Ответ:
Светлана решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё вторая группа крови. Светлана знает, что у её матери четвёртая группа крови.
Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Светлана быть донором крови для своей матери.
Ответ:
На рисунке изображена поперечнополосатая мышечная ткань, образующая сердечную мышцу, способная к возбуждению и сокращению. Как называется способность сердечной мышцы ритмически сокращаться без внешних раздражителей, под влиянием импульсов, возникающих в ней самой?
Ответ:
На рисунке изображена поперечнополосатая мышечная ткань, образующая сердечную мышцу, способная к возбуждению и сокращению. Сердечная мышца состоит из многоядерных клеток с поперечнополосатой исчерченностью, имеющих контактные участки. Объясните, как связано наличие контактных участков с выполняемой функцией мышечной ткани данного вида.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:
Определите последовательность белка, закодированного данной иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.
Первое основание | Второе основание | Третье основание | |||
У | Ц | А | Г | ||
У | Фен Фен Лей Лей | Сер Сер Сер Сер | Тир Тир — — | Цис Цис — Три | У Ц А Г |
Ц | Лей Лей Лей Лей | Про Про Про Про | Гис Гис Глн Глн | Арг Арг Арг Арг | У Ц А Г |
А | Иле Иле Иле Мет | Тре Тре Тре Тре | Асн Асн Лиз Лиз | Сер Сер Арг Арг | У Ц А Г |
Г | Вал Вал Вал Вал | Ала Ала Ала Ала | Асп Асп Глу Глу | Гли Гли Гли Гли | У Ц А Г |
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Белок:
Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:
Определите на какую аминокислоту произойдёт замена, если во втором триплете поменять А на Г. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.
Первое основание | Второе основание | Третье основание | |||
У | Ц | А | Г | ||
У | Фен Фен Лей Лей | Сер Сер Сер Сер | Тир Тир — — | Цис Цис — Три | У Ц А Г |
Ц | Лей Лей Лей Лей | Про Про Про Про | Гис Гис Глн Глн | Арг Арг Арг Арг | У Ц А Г |
А | Иле Иле Иле Мет | Тре Тре Тре Тре | Асн Асн Лиз Лиз | Сер Сер Арг Арг | У Ц А Г |
Г | Вал Вал Вал Вал | Ала Ала Ала Ала | Асп Асп Глу Глу | Гли Гли Гли Гли | У Ц А Г |
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Аминокислота:
Сколько аутосом содержится в сперматозоиде у человека? В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число.
Ответ:
Современную эволюционную теорию, согласно учению Дарвина, можно представить в виде следующей схемы.
Объясните, руководствуясь этой схемой, образование лёгких семян с «парашютом» у предковых форм современного одуванчика.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
На рисунке изображен Лонгисквама - вымершее животное, обитавшее 200 млн лет назад.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также укажите, к какому классу относится данное животное.
ЭРА | Период и продолжительность (в млн лет) | Животный и растительный мир | |
---|---|---|---|
Название и продолжительность (в млн лет) | Возраст (в млн лет назад) | ||
Кайнозойская (новой жизни), 67 | 67 | Антропоген, 1,5 | Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик |
Неоген, 23,5 | Господство млекопитающих и птиц | ||
Палеоген, 42 | Появление хвостатых лемуров, долгопятов, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений | ||
Мезозойская (средней жизни), 163 | 230 | Меловой, 70 | Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений |
Юрский, 58 | Господство пресмыкающихся. Появление археоптерикса. Процветание головоногих моллюсков. Господство голосеменных | ||
Триасовый, 35 | Начало расцвета пресмыкающихся. Появление первых млекопитающих, настоящих костистых рыб | ||
Палеозойская (древней жизни), 340 | Возможно, 570 | Пермский, 55 | Быстрое развитие пресмыкающихся. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Вымирание трилобитов. Исчезновение каменноугольных лесов. Богатая флора голосеменных |
Каменноугольный, 75—65 | Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Появление летающих форм насекомых, пауков, скорпионов. Заметное уменьшение трилобитов. Расцвет папоротникообразных. Появление семенных папоротников | ||
Девонский, 60 | Расцвет щитковых. Появление кистепёрых рыб. Появление стегоцефалов. Распространение на суше высших споровых | ||
Силурийский, 30 | Пышное развитие кораллов, трилобитов. Появление бесчелюстных позвоночных — щитковых. Выход растений на сушу — псилофиты. Широкое распространение водорослей. | ||
Ордовикский, 60 Кембрийский, 70 | Процветают морские беспозвоночные. Широкое распространение трилобитов, водорослей | ||
Протерозойская (ранней жизни), свыше 2000 | 2700 | Органические остатки редки и малочисленны, но относятся ко всем типам беспозвоночных. Появление первичных хордовых — подтипа бесчерепных | |
Архейская (самая древняя в истории Земли), около 1000 | Возможно, >3500 | Следы жизни незначительны |
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.