СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР
Образовательный портал для подготовки к работам
Биология для 11 класса
биология–11
сайты - меню - вход - новости


Вариант № 30379

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 1.1 № 2421

Рассмотрите рисунок, на котором изображён заяц-беляк в разные времена года.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление природы?


Ответ:

2
Задание 1.2 № 2422

Рассмотрите рисунок, на котором изображён заяц-беляк в разные времена года.

Приведите пример явления, иллюстрирующего подобное свойство у других животных.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

3
Задание 2.1 № 2621

Выберите из приведённого ниже списка два понятия, которые можно использовать для экологического описания ястреба.

 

1) хищник

2) консумент I порядка

3) консумент II порядка

4) консумент III порядка

5) всеядное животное


Показать


Ответ:

4
Задание 2.2 № 2622

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит зелёная дубовая листовёртка, начиная с растения. В ответе запишите последовательность букв.

 


Показать



5
Задание 2.3 № 2623

Правило гласит: «Не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень белки при чистой годовой первичной продукции экосистемы, составляющей 400 000 кДж. Поясните свои расчёты.


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

6
Задание 3 № 1869

Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота азота в природе. Название какого процесса должно быть написано на месте вопросительного знака?


Ответ:

7
Задание 4 № 302

Осмос — это явление, при котором молекулы воды поступают через полупроницаемую мембрану из области низкой концентрации растворённого вещества в область повышенной концентрации. Например, при погружении кожицы лука в концентрированный раствор соли наблюдается отслаивание цитоплазмы клетки от оболочки (плазмолиз) из-за того, что вода из цитоплазмы уходит в раствор.

Ученики одной из московских школ решили использовать явление осмоса для определения концентрации сахарозы в клубнях картофеля. Они поместили кусочки картофеля известной массы в пробирки с разной концентрацией сахарозы, выдержали там эти кусочки двое суток, после чего снова измерили их массу. Если концентрация сахарозы в картофеле выше, чем в растворе, то вода должна поступать в картофель и его масса должна увеличиваться. Если же концентрация в картофеле ниже, то, наоборот, его масса будет снижаться. По результатам своей работы ученики составили следующую таблицу.

 

Концентрация сахарозы,
моль/л
Изменение массы картофеля, гСреднее, г
повтор 1повтор 2повтор 3повтор 4повтор 5
0,10,300,300,400,400,400,38
0,20,100,100,100,100,100,10
0,30,000,890,040,340,040,26
0,4—0,75—0,65—0,45—0,65—0,40—0,58
0,5—0,15—0,15—0,25—0,20—0,20—0,25

 

Изучите таблицу и ответьте на следующий вопрос: какова, по Вашему мнению, концентрация сахарозы в изучаемом картофеле, использованном для эксперимента.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

8
Задание 5 № 2318

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­под­чи­не­ния эле­мен­тов био­ло­ги­че­ских си­стем, на­чи­ная с наи­боль­ше­го.

 

Эле­мен­ты:

1) глаз

2) нерв­ная си­сте­ма

3) зри­тель­ная сен­сор­ная си­сте­ма

4) сет­чат­ка

5) зри­тель­ный пиг­мент

6) зри­тель­ный ре­цеп­тор

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.


Ответ:

9
Задание 6.1 № 2187

Углеводы выполняют множество важных функций в организме человека и животных. Они обеспечивают организм энергией, входят в состав клеточных мембран и цитоплазмы; участвуют в образовании нуклеиновых кислот. Для того чтобы организм не испытывал проблем, человеку в сутки необходимо 450–500 г углеводов.

 

ПродуктыСодержание углеводов,
г/100 г продукта
ПродуктыСодержание углеводов,
г/100 г продукта
Яблоки11,3Апельсиновый сок13
Молоко коровье4,7Куры0,6
Яйцо куриное
(1 яйцо — 75 г)
0,6Свинина нежирная0
Творог полужирный1,3Крупа гречневая68

 

Используя данные таблицы, рассчитайте количество углеводов, которое человек получил во время ужина, если в его рационе было: 120 г курицы, 50 г гречки, 1 яйцо и 1 яблоко массой 130 г. Ответ округлите до целых.


Ответ:

10
Задание 6.2 № 2188

В каком органе пищеварительной системы человека переваривается клетчатка?


Ответ:

11
Задание 7 № 1293

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

 

Список болезней человека:

 

1) аллергия

2) ОРВИ

3) базедова болезнь

4) СПИД

5) чума

Неинфекционное
заболевание
Инфекционное заболевание
БактериальноеВирусное



12
Задание 8 № 1048

Рас­смот­ри­те схему скре­щи­ва­ния. Ука­жи­те ге­но­тип потом­ства F1.

 


Ответ:

13
Задание 9 № 1939

В браке кареглазых родителей (доминантный признак (А)) родилась голубоглазая дочь. Определите генотипы членов семьи по указанному признаку.

Ответы занесите в таблицу.

 

МатьОтецДочь


14
Задание 10.1 № 1919

Варя решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё вторая группа крови. Варя знает, что у её матери тоже вторая группа.

Какой группы может быть кровь у отца Вари? Укажите все возможные варианты.


Ответ:

15
Задание 10.2 № 1920

Варя решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё вторая группа крови. Варя знает, что у её матери тоже вторая группа.

 

Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Варя быть донором крови для своей тёти, у которой третья группа крови?


Ответ:

16
Задание 11.1 № 1284

Рассмотрите строение хлоропласта. Назовите элемент строения обозначенные цифрой 4.


Ответ:

17
Задания Д8 № 1291

Во время прогулки мальчики бегали по пустырю, толкали друг друга. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.

Какой сосуд повреждён? Что следует сделать при оказании первой помощь?

Выберите ответы из списка и впишите в таблицу их номера.

А) венозное

Б) артериальное

В) капиллярное

Г) наложить жгут

Д) наложить давящую повязку

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

КровотечениеМера первой помощи


18
Задание 12.1 № 2438

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

 

ЦАЦАААЦУЦГУАУЦУ

 

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

 

Таблица генетического кода (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ
УФен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

ЦЛей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

АИле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

ГВал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила пользования таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

 

ДНК:



19
Задание 12.2 № 2439

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

 

ЦАЦАААЦУЦГУАУЦУ

 

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

 

Таблица генетического кода (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ
УФен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

ЦЛей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

АИле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

ГВал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила пользования таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

 

Белок:



20
Задание 12.3 № 2440

При рас­шиф­ров­ке ге­но­ма дро­зо­фи­лы было уста­нов­ле­но, что во фраг­мен­те мо­ле­ку­лы ДНК доля ци­то­зи­на со­став­ля­ет 20%. Поль­зу­ясь пра­ви­лом Чар­гаф­фа, опи­сы­ва­ю­щим ко­ли­че­ствен­ные со­от­но­ше­ния между раз­лич­ны­ми ти­па­ми азо­ти­стых ос­но­ва­ний в ДНК (Г + Т = А + Ц), рас­счи­тай­те долю нук­лео­ти­дов с ти­ми­ном в этой пробе (в %).


Ответ:

21
Задание 13 № 2073

Современную эволюционную теорию, согласно учению Дарвина, можно представить в виде следующей схемы.

Объясните, руководствуясь этой схемой, формирование игл у предков современного ежа.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

22
Задание 14 № 2706

На рисунке изображён ихтиозавр — вымершее животное, обитавшее 225–90 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите эру и периоды, в которые обитал данный организм, а также родственный класс современных животных.

 

 

Геохронологическая таблица

 

ЭРАПериод и
продолжительность
(в млн лет)
Животный и растительный мир
Название и
продолжительность
(в млн лет)
Начало
(млн лет
назад)
Кайнозойская,
67
67Антропоген, 1,5Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик
Неоген, 23,5Господство млекопитающих и птиц
Палеоген, 42Появление хвостатых лемуров, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений
Мезозойская,
163
230Мел, 70Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений
Юра, 58Появление первых птиц и примитивных млекопитающих, расцвет динозавров. Огромные территории суши покрылись пышной растительностью, прежде всего разнообразными лесами. Они в основном состояли из папоротников и процветающих голосеменных. В морях процветание головоногих моллюсков
Триас, 35Начало расцвета пресмыкающихся. Появление костистых рыб. В позднем триасе вымерло четверть морских животных и насекомых и около половины всех наземных растений
Палеозойская,
295
Нет

точных

данных

Пермь, 55Вымирание трилобитов. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение каменноугольных лесов
Карбон, 63Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Характерно разнообразие насекомых. Расцвет гигантских хвощей, плаунов, древовидных папоротников
Девон, 40Быстрая эволюция рыб. В позднем девоне многие группы древних рыб вымерли. Суша подверглась нашествию множества членистоногих. Появились первые земноводные. Появились споровые хвощи и плауны
Силур, 25Происходит активное строительство коралловых рифов. Распространены ракоскорпионы. Растения заселяют берега водоёмов
Ордовик, 42Множество бесчелюстных рыб. Появляются различные виды водорослей. В конце периода появляются первые наземные растения
Кембрий, 56В ходе грандиозного эволюционного взрыва возникло большинство современных типов животных. В океанах и морях многообразие зелёных водорослей

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.