СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР
Образовательный портал для подготовки к работам
Биология для 11 класса
биология–11
сайты - меню - вход - новости


Вариант № 31394

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:1.5:30:00
1
Задание 1.1 № 2731

На рисунке изображены связи растения с окружающей средой.

Какое свойство живых систем иллюстрируют эти связи?


Ответ:

2
Задание 1.2 № 2732

На рисунке изображены связи растения с окружающей средой.

Приведите пример процесса, иллюстрирующего подобное свойство у животных.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

3
Задание 2.1 № 2423

Выберите из приведённого ниже списка два понятия, которые можно использовать для экологического описания щуки.

 

1) растительноядное животное

2) консумент II порядка

3) консумент III порядка

4) теплокровное животное

5) холоднокровное животное


Показать


Ответ:

4
Задание 2.2 № 2424

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит зоопланктон, начиная с продуцентов. В ответе запишите последовательность букв.

 


Показать



5
Задание 2.3 № 2425

Правило гласит: «Не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень пескаря, при чистой годовой первичной продукции экосистемы, составляющей 700 000 кДж. Поясните свои расчёты.


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

6
Задание 3 № 1626

Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота воды в природе. Укажите название атмосферного явления, обозначенного вопросительным знаком.


Ответ:

7
Задание 4 № 2493

Наталья изучала зависимость роста крыльев у самцов дрозофилы от температуры. Она помещала по 10 только вылупившихся самцов в пробирки и держала их неделю при определённой температуре. Затем она измеряла длину крыльев у самцов. По результатам эксперимента Наталья построила график (по оси х отложена температура (в °С), а по оси у — средняя длина крыла (в мм)).

Опишите зависимость размера крыльев самцов дрозофилы от температуры в диапазоне 28–31 °С.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

8
Задание 5 № 1662

Установите последовательность этапов формирования условного рефлекса у собаки, начиная с первого.

Пропущенные элементы:

 

1) появление очага возбуждения при включении лампочки

2) сочетание включения лампочки и предложения лакомства с последующим слюноотделением у собаки

3) исключение безусловного стимула (лакомства)

4) слюноотделение при включении лампочки

5) появление очага возбуждения при получении лакомства и слюноотделение

6) многократное повторение

 

Запишите соответствующую последовательность цифр.


Ответ:

9
Задание 6.1 № 1893

Значение витамина С для здоровья настолько велико, что даже незначительный его недостаток вызывает плохое самочувствие. Для того чтобы не испытывать проблем, взрослому человеку необходимо в сутки потреблять с пищей около 90 мг этого витамина.

 

ПродуктыСодержание витамина C,
мг/100 г продукта
ПродуктыСодержание витамина C,
мг/100 г продукта
Морковь5Яблоки10
Помидоры25Смородина чёрная200
Картофель20Апельсин60
Капуста цветная50Салат овощной15

 

Используя данные таблицы, рассчитайте количество витамина С, которое человек получил во время обеда, если в его рационе было: 200 г овощного салата, 250 г цветной капусты, 170 г моркови и 1 яблоко массой 175 г. Ответ округлите до десятых.


Ответ:

10
Задание 6.2 № 2540

В каком отделе головного мозга находятся центры безусловных пищевых рефлексов?


Ответ:

11
Задание 7 № 2084

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой болезни из списка в соответствующую ячейку таблицы. В каждой ячейке таблицы может быть записано несколько номеров.

 

Список болезней человека:

1) цинга

2) лордоз

3) стоматит

4) конъюктивит

5) синдром Дауна

 

Наследственное

заболевание

Приобретённое заболевание
ИнфекционноеНеинфекционное



12
Задание 8 № 2366

В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака.

В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой тонкие губы.

 

 

Фрагмент родословного древа семьи

 

Используя предложенную схему, определите: доминантный или рецессивный данный признак и сцеплен ли он с половыми хромосомами.


Ответ:

13
Задание 9 № 2653

Марина всегда хотела иметь ямочки на щеках, как у матери (доминантный признак (А)). Но ямочки у неё отсутствовали, как у отца. Определите генотипы членов семьи по указанному признаку.

Ответы занесите в таблицу.

 

МатьОтецДочь


14
Задание 10.1 № 1877

Мама Ивана решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё первая группа крови. Известно, что отец Ивана имеет вторую группу крови.

Какой группы может быть кровь у Ивана? Укажите все возможные варианты.


Ответ:

15
Задание 10.2 № 1878

Мама Ивана решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё первая группа крови. Известно, что отец Ивана имеет вторую группу крови.

Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли мама Ивана быть донором крови для своего сына.


Ответ:

16
Задание 11.1 № 2458

Важнейшая функция наружной клеточной мембраны (плазмалеммы) — избирательный транспорт. Чаще всего он осуществляется через пронизывающие мембрану белки (1, 2, 3) и при этом бывает активным (с затратами энергии) или пассивным (без затрат энергии). Буквами А–Г на рисунке обозначены различные транспортируемые вещества.

 

Назовите вещество, обозначенное вопросительным знаком.


Ответ:

17
Задание 11.2 № 2459

Важнейшая функция наружной клеточной мембраны (плазмалеммы) — избирательный транспорт. Чаще всего он осуществляется через пронизывающие мембрану белки (1, 2, 3) и при этом бывает активным (с затратами энергии) или пассивным (без затрат энергии). Буквами А–Г на рисунке обозначены различные транспортируемые вещества.

 

Каким (активным или пассивным) является транспорт, осуществляемый белком 3? Обоснуйте свой ответ.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

18
Задание 12.1 № 2284

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

 

ЦЦЦАЦЦГЦАГУАГУУ

 

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

 

Таблица генетического кода (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ
УФен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

ЦЛей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

АИле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

ГВал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила пользования таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

 

ДНК:



19
Задание 12.2 № 2285

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

 

ЦЦЦАЦЦГЦАГУАГУУ

 

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

 

Таблица генетического кода (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ
УФен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

ЦЛей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

АИле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

ГВал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила пользования таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

 

Белок:



20
Задание 12.3 № 2616

При расшифровке генома гориллы было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля аденина составляет 10%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте долю нуклеотидов с гуанином в этой пробе (в %).


Ответ:

21
Задание 13 № 2309

Объясните, руководствуясь этой схемой, образование в озере Севан различных видов форели, нерестящихся в разных реках, впадающих в озеро.


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

22
Задание 14 № 2684

На рисунке изображён глассоптерис — вымершее растение, обитавшее 345–270 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите эру и периоды, в которые обитал данный организм, а также его возможных предков.

 

 

Геохронологическая таблица

 

ЭРАПериод и
продолжительность
(в млн лет)
Животный и растительный мир
Название и
продолжительность
(в млн лет)
Начало
(млн лет
назад)
Кайнозойская,
67
67Антропоген, 1,5Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик
Неоген, 23,5Господство млекопитающих и птиц
Палеоген, 42Появление хвостатых лемуров, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений
Мезозойская,
163
230Мел, 70Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений
Юра, 58Появление первых птиц и примитивных млекопитающих, расцвет динозавров. Огромные территории суши покрылись пышной растительностью, прежде всего разнообразными лесами. Они в основном состояли из папоротников и процветающих голосеменных. В морях процветание головоногих моллюсков
Триас, 35Начало расцвета пресмыкающихся. Появление костистых рыб. В позднем триасе вымерло четверть морских животных и насекомых и около половины всех наземных растений
Палеозойская,
295
Нет

точных

данных

Пермь, 55Вымирание трилобитов. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение каменноугольных лесов
Карбон, 63Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Характерно разнообразие насекомых. Расцвет гигантских хвощей, плаунов, древовидных папоротников
Девон, 40Быстрая эволюция рыб. В позднем девоне многие группы древних рыб вымерли. Суша подверглась нашествию множества членистоногих. Появились первые земноводные. Появились споровые хвощи и плауны
Силур, 25Происходит активное строительство коралловых рифов. Распространены ракоскорпионы. Растения заселяют берега водоёмов
Ордовик, 42Множество бесчелюстных рыб. Появляются различные виды водорослей. В конце периода появляются первые наземные растения
Кембрий, 56В ходе грандиозного эволюционного взрыва возникло большинство современных типов животных. В океанах и морях многообразие зелёных водорослей

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:1.5:30:00
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.