СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР
Образовательный портал для подготовки к работам
Биология для 11 класса
биология–11
сайты - меню - вход - новости


Вариант № 43533

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:1.5:30:00
1
Задание 1.1 № 1928

На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Какой тип размножения эвглены зелёной — половой или бесполый — иллюстрирует данный процесс?


Ответ:

2
Задание 1.2 № 2248

На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Приведите пример аналогичного явления у растений.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

3
Задание 2.1 № 2733

Выберите из приведённого ниже списка два понятия или термина, которые можно использовать для экологического описания дуба черешчатого в дубраве.

 

1) продуцент

2) тенелюбивое растение

3) консумент

4) доминирующий вид

5) редуцент


Показать


Ответ:

4
Задание 2.2 № 2622

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит зелёная дубовая листовёртка, начиная с растения. В ответе запишите последовательность букв.

 


Показать



5
Задание 2.3 № 2623

Правило гласит: «Не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень белки при чистой годовой первичной продукции экосистемы, составляющей 400 000 кДж. Поясните свои расчёты.


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

6
Задание 3 № 1638

Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота питательных веществ в экосистеме. Укажите функциональную группу организмов, обозначенную вопросительным знаком.


Ответ:

7
Задание 4 № 359

Изучите таблицу 1 «Масса живого вещества на Земле» и ответьте на следующий вопрос: на суше больше биомасса растений или животных?

 

Масса живого вещества на Земле

СредаГруппа организмовМасса, 1012 тСоотношение, %
СушаЗелёные растения
Животные и микроорганизмы
Итого
2,40
0,02
2,42
99,8
0,8
100,0
ОкеаныЗелёные растения
Животные и микроорганизмы
Итого
0,0002
0,0030
0,0032
6,3
93,7
100,0
Биомасса организмов Земли2,4232

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

8
Задание 5 № 2296

Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наименьшего.

 

Элементы:

1) кариотип

2) ядро

3) молекула ДНК

4) хромосома

5) клетка

6) нуклеотид

 

Запишите соответствующую последовательность цифр.


Ответ:

9
Задание 6.1 № 2208

Значение витамина С для здоровья настолько велико, что даже незначительный его недостаток вызывает плохое самочувствие. Для того чтобы не испытывать проблем, взрослому человеку необходимо в сутки потреблять с пищей около 90 мг этого витамина.

 

ПродуктыСодержание витамина C,
мг/100 г продукта
ПродуктыСодержание витамина C,
мг/100 г продукта
Морковь5Яблоки10
Помидоры25Смородина чёрная200
Картофель20Апельсин60
Капуста цветная50Салат овощной15

 

Используя данные таблицы, рассчитайте количество витамина С, которое человек получил во время ужина, если в его рационе было: 90 г цветной капусты, 110 г картофеля, 80 г помидоров и 1 апельсин массой 115 г. Ответ округлите до целых.


Ответ:

10
Задание 6.2 № 2562

В какой отдел пищеварительной системы впадает проток поджелудочной железы?


Ответ:

11
Задание 7 № 2042

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой болезни из списка в соответствующую ячейку таблицы. В каждой ячейке таблицы может быть записано несколько номеров.

 

Список болезней человека:

1) базедова болезнь

2) воспаление легких

3) дальтонизм

4) оспа

5) гигантизм

 

Наследственное

заболевание

Приобретённое заболевание
ИнфекционноеНеинфекционное



12
Задание 8 № 1072

Изучите рисунок. Назовите тип корневой системы.


Ответ:

13
Задание 9 № 1834

Наташа всегда хотела иметь смуглую кожу, как у мамы (доминантный признак (А)). Но кожа у неё светлая, как у папы. Определите генотипы членов семьи по указанному признаку.

Ответы занесите в таблицу.

 

 

МатьОтецДочь


14
Задание 10.1 № 2610

Мать Дарьи решила сдать кровь в качестве донора. При заборе крови выяснилось, что у матери Дарьи третья группа крови. Известно, что отец Дарьи имеет четвёртую группу крови.

 

Группа крови отца
Ⅰ(0)Ⅱ(А)Ⅲ(В)Ⅳ(АВ)
Группа
крови
матери
Ⅰ(0)Ⅰ(0)Ⅱ(А)
Ⅰ(0)
Ⅲ(В)
Ⅰ(0)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Группа
крови
ребенка
Ⅱ(А)Ⅱ(А)
Ⅰ(0)
Ⅱ(А)
Ⅰ(0)
любаяⅡ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)
Ⅲ(В)Ⅲ(В)
Ⅰ(0)
любаяⅢ(В)
Ⅰ(0)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)
Ⅳ(АВ)Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)

 

Какая группа крови может быть у Дарьи? Запишите номера групп крови через пробел римскими числами в порядке возрастания.


Ответ:

15
Задание 10.2 № 2611

Мать Дарьи решила сдать кровь в качестве донора. При заборе крови выяснилось, что у матери Дарьи третья группа крови. Известно, что отец Дарьи имеет четвёртую группу крови.

Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли мать Дарьи быть донором крови для отца Дарьи?


Ответ:

16
Задание 11.1 № 2215

На рисунке изображена клетка животного организма. Какой набор хромосом имеет указанная клетка?


Ответ:

17
Задание 11.2 № 2216

На рисунке изображена клетка животного организма. В результате какого процесса формируется хромосомный набор этой клетки? Поясните механизм формирования именно такого набора хромосом.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

18
Задание 12.1 № 1923

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

 

ГЦУГААГАЦАГААГЦ

 

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

 

Таблица генетического кода (и-РНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ
УФен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

ЦЛей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

АИле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

ГВал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила пользования таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

 

ДНК:



19
Задание 12.2 № 1924

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

 

ГЦУГААГАЦАГААГЦ

 

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

 

Таблица генетического кода (и-РНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ
УФен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

ЦЛей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

АИле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

ГВал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила пользования таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

 

Белок:



20
Задание 12.3 № 2484

При расшифровке генома лосося было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля цитозина составляет 30%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте долю нуклеотидов с тимином в этой пробе (в %).


Ответ:

21
Задание 13 № 2705

Объясните, руководствуясь этой схемой, образование различных видов птиц: лесного конька и лугового конька, — с пересекающимися на опушке леса ареалами.


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

22
Задание 14 № 1207

На рисунке изображен Долиозавриск - вымершее животное, обитавшее 245 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также укажите, к какому классу относится данное животное.

 

Геохронологическая таблица

 

ЭРАПериод и
продолжительность
(в млн лет)
Животный и растительный мир
Название и
продолжительность
(в млн лет)
Возраст
(в млн лет
назад)
Кайнозойская (новой жизни),
67
67Антропоген, 1,5Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик
Неоген, 23,5Господство млекопитающих и птиц
Палеоген, 42Появление хвостатых лемуров, долгопятов, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений
Мезозойская (средней жизни),
163
230Меловой, 70Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений
Юрский, 58Господство пресмыкающихся. Появление археоптерикса. Процветание головоногих моллюсков. Господство голосеменных
Триасовый, 35Начало расцвета пресмыкающихся. Появление первых млекопитающих, настоящих костистых рыб
Палеозойская (древней жизни),
340
Возможно, 570Пермский, 55Быстрое развитие пресмыкающихся. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Вымирание трилобитов. Исчезновение каменноугольных лесов. Богатая флора голосеменных
Каменноугольный,
75—65
Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Появление летающих форм насекомых, пауков, скорпионов. Заметное уменьшение трилобитов. Расцвет папоротникообразных. Появление семенных папоротников
Девонский, 60Расцвет щитковых. Появление кистепёрых рыб. Появление стегоцефалов. Распространение на суше высших споровых
Силурийский, 30Пышное развитие кораллов, трилобитов. Появление бесчелюстных позвоночных — щитковых. Выход растений на сушу — псилофиты. Широкое распространение водорослей.
Ордовикский, 60
Кембрийский, 70
Процветают морские беспозвоночные. Широкое распространение трилобитов, водорослей
Протерозойская (ранней жизни),
свыше 2000
2700Органические остатки редки и малочисленны, но относятся ко всем типам беспозвоночных. Появление первичных хордовых — подтипа бесчерепных
Архейская (самая древняя в истории Земли),
около 1000
Возможно,
>3500
Следы жизни незначительны

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:1.5:30:00
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.