СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР
Образовательный портал для подготовки к работам
Биология для 11 класса
биология–11
сайты - меню - вход - новости


Вариант № 43534

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:1.5:30:00
1
Задание 1.1 № 2222

Явление, изображённое на рисунке, возникает при непродолжительном растяжении четырёхглавой мышцы бедра, вызванном лёгким ударом по сухожилию этой мышцы под надколенником. При ударе сухожилие растягивается, действуя в свою очередь на мышцу-разгибатель, что вызывает непроизвольное разгибание голени.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует данное явление?


Ответ:

2
Задание 1.2 № 2262

Явление, изображённое на рисунке, возникает при непродолжительном растяжении четырёхглавой мышцы бедра, вызванном лёгким ударом по сухожилию этой мышцы под надколенником. При ударе сухожилие растягивается, действуя в свою очередь на мышцу-разгибатель, что вызывает непроизвольное разгибание голени.

Приведите пример подобного явления у многоклеточных животных.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

3
Задание 2.1 № 2621

Выберите из приведённого ниже списка два понятия, которые можно использовать для экологического описания ястреба.

 

1) хищник

2) консумент I порядка

3) консумент II порядка

4) консумент III порядка

5) всеядное животное


Показать


Ответ:

4
Задание 2.2 № 2622

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит зелёная дубовая листовёртка, начиная с растения. В ответе запишите последовательность букв.

 


Показать



5
Задание 2.3 № 2623

Правило гласит: «Не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень белки при чистой годовой первичной продукции экосистемы, составляющей 400 000 кДж. Поясните свои расчёты.


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

6
Задание 3 № 2294

Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота углерода в природе. Названия каких веществ обозначены на схеме вопросительными знаками?


Ответ:

7
Задание 4 № 2493

Наталья изучала зависимость роста крыльев у самцов дрозофилы от температуры. Она помещала по 10 только вылупившихся самцов в пробирки и держала их неделю при определённой температуре. Затем она измеряла длину крыльев у самцов. По результатам эксперимента Наталья построила график (по оси х отложена температура (в °С), а по оси у — средняя длина крыла (в мм)).

Опишите зависимость размера крыльев самцов дрозофилы от температуры в диапазоне 28–31 °С.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

8
Задание 5 № 1828

Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего.

 

Элементы:

1) зона всасывания

2) корневой волосок

3) корень

4) клеточное ядро

5) покровная ткань

6) корневая система

 

Запишите соответствующую последовательность цифр.


Ответ:

9
Задание 6.1 № 2583

Белки выполняют множество важных функций в организме человека и животных: они обеспечивают организм строительным материалом, являются биологическими катализаторами или регуляторами, обеспечивают движение, некоторые транспортируют кислород. Для того чтобы организм не испытывал проблем, человеку в сутки необходимо 100–120 г белков.

 

ПродуктыСодержание белков,
г/100 г продукта
ПродуктыСодержание белков,
г/100 г продукта
Сыр твёрдый20,0Хлеб7,8
Мясо курицы20,5Мороженое3,3
Треска17,4Варёная колбаса13,0
Простокваша5,0Сливочное масло1,3
Сметана3,0Творог нежирный18,0

 

Используя данные таблицы, рассчитайте количество белков, которое человек получил во время ужина, если в его рационе было: 20 г хлеба, 200 г простокваши, 100 г творога, 10 г сметаны. Ответ округлите до целых.


Ответ:

10
Задание 6.2 № 2872

Назовите фермент пищеварительной системы человека, который расщепляет белок в желудке.


Ответ:

11
Задание 7 № 2409

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер названия каждой болезни из списка в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

 

Список болезней человека:

1) колит

2) СПИД

3) холецистит

4) синдром Дауна

5) столбняк

 

Наследственное

заболевание

Приобретённое заболевание
ИнфекционноеНеинфекционное



12
Задание 8 № 2454

В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака.

В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой квадратный подбородок.

 

Фрагмент родословного древа семьи

Используя предложенную схему, определите: доминантный или рецессивный данный признак и сцеплен ли он с половыми хромосомами.


Ответ:

13
Задание 9 № 2367

Сергей всегда хотел иметь нос с горбинкой, как у его отца (доминантный признак (А)). Но нос у него был прямой, как у матери. Определите генотипы членов семьи по указанному признаку.

 

Ответы занесите в таблицу.

 

МатьОтецСын


14
Задание 10.1 № 1856

Катя решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё первая группа крови. Катя знает, что у её матери вторая группа крови.

 

Группа крови отца
Ⅰ(0)Ⅱ(А)Ⅲ(В)Ⅳ(АВ)
Группа
крови
матери
Ⅰ(0)Ⅰ(0)Ⅱ(А)
Ⅰ(0)
Ⅲ(В)
Ⅰ(0)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Группа
крови
ребенка
Ⅱ(А)Ⅱ(А)
Ⅰ(0)
Ⅱ(А)
Ⅰ(0)
любаяⅡ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)
Ⅲ(В)Ⅲ(В)
Ⅰ(0)
любаяⅢ(В)
Ⅰ(0)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)
Ⅳ(АВ)Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)

 

Какой группы может быть кровь у отца Кати? Укажите все возможные варианты.


Ответ:

15
Задание 10.2 № 1857

Катя решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё первая группа крови. Катя знает, что у её матери вторая группа крови.

Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Катя быть донором крови для своего отца.


Ответ:

16
Задание 11.1 № 2089

Крупные макромолекулы и частицы пищи захватываются животной клеткой. Затем происходит впячивание с частицами пищи внутрь и образование временной пищеварительной вакуоли. Как называется процесс поступления в клетку крупных частиц?


Ответ:

17
Задание 11.2 № 2090

Крупные макромолекулы и частицы пищи захватываются животной клеткой. Затем происходит впячивание с частицами пищи внутрь и образование временной пищеварительной вакуоли. Какая клеточная структура обеспечивает этот процесс, и почему такой способ захвата и поглощения пищи не возможен у растительных или у грибных клеток?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

18
Задание 12.1 № 2460

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

 

ГГААААГЦАГУУГУА

 

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

 

Таблица генетического кода (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ
УФен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

ЦЛей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

АИле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

ГВал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила пользования таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

 

ДНК:



19
Задание 12.2 № 2461

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

 

ГГААААГЦАГУУГУА

 

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

 

Таблица генетического кода (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ
УФен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

ЦЛей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

АИле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

ГВал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила пользования таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

 

Белок:



20
Задание 12.3 № 2616

При расшифровке генома гориллы было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля аденина составляет 10%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте долю нуклеотидов с гуанином в этой пробе (в %).


Ответ:

21
Задание 13 № 2309

Объясните, руководствуясь этой схемой, образование в озере Севан различных видов форели, нерестящихся в разных реках, впадающих в озеро.


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

22
Задание 14 № 2706

На рисунке изображён ихтиозавр — вымершее животное, обитавшее 225–90 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите эру и периоды, в которые обитал данный организм, а также родственный класс современных животных.

 

 

Геохронологическая таблица

 

ЭРАПериод и
продолжительность
(в млн лет)
Животный и растительный мир
Название и
продолжительность
(в млн лет)
Начало
(млн лет
назад)
Кайнозойская,
67
67Антропоген, 1,5Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик
Неоген, 23,5Господство млекопитающих и птиц
Палеоген, 42Появление хвостатых лемуров, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений
Мезозойская,
163
230Мел, 70Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений
Юра, 58Появление первых птиц и примитивных млекопитающих, расцвет динозавров. Огромные территории суши покрылись пышной растительностью, прежде всего разнообразными лесами. Они в основном состояли из папоротников и процветающих голосеменных. В морях процветание головоногих моллюсков
Триас, 35Начало расцвета пресмыкающихся. Появление костистых рыб. В позднем триасе вымерло четверть морских животных и насекомых и около половины всех наземных растений
Палеозойская,
295
Нет

точных

данных

Пермь, 55Вымирание трилобитов. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение каменноугольных лесов
Карбон, 63Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Характерно разнообразие насекомых. Расцвет гигантских хвощей, плаунов, древовидных папоротников
Девон, 40Быстрая эволюция рыб. В позднем девоне многие группы древних рыб вымерли. Суша подверглась нашествию множества членистоногих. Появились первые земноводные. Появились споровые хвощи и плауны
Силур, 25Происходит активное строительство коралловых рифов. Распространены ракоскорпионы. Растения заселяют берега водоёмов
Ордовик, 42Множество бесчелюстных рыб. Появляются различные виды водорослей. В конце периода появляются первые наземные растения
Кембрий, 56В ходе грандиозного эволюционного взрыва возникло большинство современных типов животных. В океанах и морях многообразие зелёных водорослей

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:1.5:30:00
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.