Готово, можно копировать.
Образовательный портал «РЕШУ ВПР» (https://bio11-vpr.sdamgia.ru)
Вариант № 52845

ВПР 2021 год по биологии 11 класс. Вариант 1.

1.

Какое свойство живых систем иллюстрирует данный процесс?


Рассмотрите рисунки с изображением целого клубня картофеля и его частей.

2.

Приведите пример процесса, иллюстрирующего подобное свойство у животных.

3.

Выберите из приведённого ниже списка два понятия, которые можно использовать для экологического описания лемминга.

 

1) детритофаг

2) холоднокровное животное

3) консумент II или III порядка

4) консумент I порядка

5) растительноядное животное


Изучите фрагмент экосистемы тундры, представленный на рисунке, и выполните задания.

4.

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит ржанка, начиная с продуцентов. В ответе запишите последовательность букв.

 


Изучите фрагмент экосистемы тундры, представленный на рисунке, и выполните задания.

5.

Правило гласит: «Не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень песца при чистой годовой первичной продукции экосистемы, составляющей 470 000 кДж. Поясните свои расчёты.

6.

Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота углерода в природе. Название какого процесса должно быть написано на месте вопросительного знака?

7.

Светлана хотела узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в стандартной питательной среде. Она налила в колбу питательную среду и поместила туда небольшое количество культуры бактерий. Каждые 20 минут Светлана отбирала небольшое количество среды и оценивала количество бактерий в ней. Данные своего исследования она нанесла на график (по оси х отложено время после введения культуры в среду (в мин), а по оси у — количество бактерий в среде (клеток на мл)).

Какой вывод об изменении количества бактерий можно сделать?

8.

Установите последовательность соподчинения представленных ниже методов изучения биологических систем, начиная с наибольшего. Методы изучения биологических систем:

 

1) микроскопия

2) микроскопирование клеток чешуи лука

3) методы изучения биологии

4) практические инструментальные методы цитологии

5) световая микроскопия

6) методы изучения клетки

 

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

9.

Кальций — распространенный макроэлемент в организме человека. В сбалансированной диете человека около 80% кальция поступает с молочными продуктами. Наибольшая часть кальция в организме находится в скелете человека и в зубах. Ионы кальция участвуют в процессах свёртывания крови, регулируют секрецию гормонов, нейромедиаторов. Для того чтобы организм не испытывал проблем, человеку в сутки необходимо примерно 800 мг

кальция.

 

 

ПродуктыСодержание

кальция,

мг/100 г продукта

ПродуктыСодержание

кальция,

мг/100 г продукта

Мясо курицы16Масло сливочное24
Колбаса варёная10Крупа рисовая24
Треска39Крупа гречневая70
Молоко121Картофель10
Сметана

(10%-ной жирности)

90Кабачки15
Творог (нежирный)176Капуста48
Сыр российский1000Морковь51
Хлеб белый25Мороженое148

 

Используя данные таблицы, рассчитайте количество кальция, которое человек получил во время полдника, если в его рационе было 160 г гречневой крупы, 110 г молока и 20 г сливочного масла. Ответ округлите до целых.

10.

В каком отделе уха располагается орган равновесия (вестибулярный аппарат)?

11.

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

 

Список болезней человека:

1) герпес

2) базедова болезнь

3) малярия

4) алкоголизм

5) полидактилия (шестипалость)

 

Наследственное

заболевание (генное)

Приобретённое заболевание
ИнфекционноеНеинфекционное

12.

В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой гладкий подбородок без ямочки.

Фрагмент родословного древа семьи

Используя предложенную схему, определите, доминантным или рецессивным является данный признак, и сцеплен ли он с половыми хромосомами.

13.

Селекционер скрестил растения чистой линии кукурузы с нормальными метёлками и растения чистой линии кукурузы с зачаточными метёлками. В результате скрещивания получилось гибридное потомство с нормальными метёлками. Определите генотипы исходных растений и полученного гибридного потомства по указанному признаку.

 

Генотип исходного растения

с нормальными метёлками

Генотип исходного растения

с зачаточными метёлками

Генотип полученного

гибридного потомства с

нормальными метёлками

14.

Какая группа крови может быть у отца Александра? Запишите номера групп крови через пробел римскими числами в порядке возрастания.

15.

Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Александр быть донором крови для своей матери.

16.

Как называется эта структура?


Наличие толстой клеточной оболочки, пластид (Г) и структуры, обозначенной на рисунке буквой А, — признаки растительной клетки. Данная структура, увеличиваясь в объёме, наряду с растяжением клеточной оболочки способствует росту растительной клетки.

17.

Какие ещё функции выполняет эта структура в растительной клетке?


Наличие толстой клеточной оболочки, пластид (Г) и структуры, обозначенной на рисунке буквой А, — признаки растительной клетки. Данная структура, увеличиваясь в объёме, наряду с растяжением клеточной оболочки способствует росту растительной клетки.

18.

ДНК:

19.

Белок:

20.

При расшифровке генома картофеля было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля нуклеотидов с цитозином составляет 20%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте количество (в %) в этой пробе нуклеотидов с тимином.

21.

Объясните, руководствуясь этой схемой, образование двух видов окуня в крупных озёрах, живущих в прибрежной зоне и на глубине и питающихся различной пищей.


Согласно современной эволюционной теории существует два способа видообразования. Данные способы представлены на схеме.

22.

На фотографии представлена окаменелость триллобита, обнаруженная в Канаде и датируемая примерно 420 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите эру и период, в которых обитало данное животное. Эволюционным родственником какого типа современных животных является представленный в окаменелости организм?

Геохронологическая таблица

ЭРАПериод и
продолжительность
(в млн лет)
Животный и растительный мир
Название и
продолжительность
(в млн лет)
Начало
(млн лет
назад)
Кайнозойская,
67
67Антропоген, 1,5Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик
Неоген, 23,5Господство млекопитающих и птиц
Палеоген, 42Появление хвостатых лемуров, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений
Мезозойская,
163
230Мел, 70Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений
Юра, 58Появление первых птиц и примитивных млекопитающих, расцвет динозавров. Огромные территории суши покрылись пышной растительностью, прежде всего разнообразными лесами. Они в основном состояли из папоротников и процветающих голосеменных. В морях процветание головоногих моллюсков
Триас, 35Начало расцвета пресмыкающихся. Появление костистых рыб. В позднем триасе вымерло четверть морских животных и насекомых и около половины всех наземных растений
Палеозойская,
295
Нет

точных

данных

Пермь, 55Вымирание трилобитов. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение каменноугольных лесов
Карбон, 63Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Характерно разнообразие насекомых. Расцвет гигантских хвощей, плаунов, древовидных папоротников
Девон, 40Быстрая эволюция рыб. В позднем девоне многие группы древних рыб вымерли. Суша подверглась нашествию множества членистоногих. Появились первые земноводные. Появились споровые хвощи и плауны
Силур, 25Происходит активное строительство коралловых рифов. Распространены ракоскорпионы. Растения заселяют берега водоёмов
Ордовик, 42Множество бесчелюстных рыб. Появляются различные виды водорослей. В конце периода появляются первые наземные растения
Кембрий, 56В ходе грандиозного эволюционного взрыва возникло большинство современных типов животных. В океанах и морях многообразие зелёных водорослей