Вариант № 57872

ВПР 2021 год по биологии 11 класс. Вариант 15.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
Время
Прошло 0:00:00
Осталось 1:30:00
1
Тип 1.1 № 3518

Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?


Показать


Ответ:

2
Тип 1.2 № 3519

Приведите пример процесса, иллюстрирующего подобное явление у растений.


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

3
Тип 2.1 № 3520

Выберите из приведённого ниже списка два понятия, которые можно использовать для экологического описания саксаула.

 

1) редуцент

2) консумент

3) первый трофический уровень

4) первичная биологическая продукция

5) второй трофический уровень


Показать


Ответ:

4
Тип 2.2 № 3521

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит тушканчик, начиная с продуцентов. В ответе запишите последовательность букв.

 


Показать



5
Тип 2.3 № 3522

Правило гласит: «Не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень насекомых фитофагов при чистой годовой первичной продукции экосистемы, составляющей 300 000 кДж. Поясните свои расчёты.


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

6
Тип 3 № 3523

Рассмотрите рисунок, на котором представлены схемы формирования половых клеток у человека. Название какого типа деления клетки должно быть написано на месте вопросительного знака?


Ответ:

7
Тип 4 № 3524

Светлана изучала зависимость выживаемости инфузорий от температуры среды. Она помещала инфузорий в чашку Петри с нагретой средой и замеряла, какая часть инфузорий останется жива после 1 часа пребывания в нагретой среде. По результатам исследования Светлана построила график (по оси х отложена температура среды (в ºС), а по оси у — доля выживших инфузорий (в %)).

При какой температуре инфузории имели выживаемость 45%?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

8
Тип 5 № 3525

Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего.

 

Элементы:

1) клетка эпителия

2) хромосома

3) ядро

4) поджелудочная железа

5) железистый эпителий

6) ДНК

 

Запишите соответствующую последовательность цифр


Ответ:

9
Тип 6.1 № 3526

Кальций — распространенный макроэлемент в организме человека. В сбалансированной диете человека около 80% кальция поступает с молочными продуктами. Наибольшая часть кальция в организме находится в скелете человека и в зубах. Ионы кальция участвуют в процессах свёртывания крови, регулируют секрецию гормонов, нейромедиаторов. Для того чтобы организм не испытывал проблем, человеку в сутки необходимо примерно 800 мг

кальция.

 

 

ПродуктыСодержание

кальция,

мг/100 г продукта

ПродуктыСодержание

кальция,

мг/100 г продукта

Мясо курицы16Масло сливочное24
Колбаса варёная10Крупа рисовая24
Треска39Крупа гречневая70
Молоко121Картофель10
Сметана

(10%-ной жирности)

90Кабачки15
Творог (нежирный)176Капуста48
Сыр российский1000Морковь51
Хлеб белый25Мороженое148

 

Используя данные таблицы, рассчитайте количество кальция, которое человек получил во время полдника, если в его рационе было 160 г гречневой крупы, 110 г молока и 20 г сливочного масла. Ответ округлите до целых.


Ответ:

10
Тип 6.2 № 3527

В каком отделе уха располагается орган равновесия (вестибулярный аппарат)?


Ответ:

11
Тип 7 № 3528

Определите принадлежность примеров, приведённых в списке, видам иммунитета. Запишите номер каждого из примеров в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

 

Список примеров:

1) переболев коклюшем, люди, как правило, не заболевают этой болезнью повторно

2) вакцинирование населения против бешенства

3) люди уже с рождения невосприимчивы ко многим болезням

4) ребёнку после загрязнения раны землёй ввели противостолбнячную сыворотку

5) появляется после прививки, которая вызывает заболевание в лёгкой форме

 

Искусственный

иммунитет

Естественный иммунитет
ВрождённыйПриобретённый



12
Тип 8 № 3529

В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой светлая кожа.

Фрагмент родословного древа семьи

Используя предложенную схему, определите, доминантным или рецессивным является данный признак, и сцеплен ли он с половыми хромосомами.


Ответ:

13
Тип 9 № 3530

Селекционер скрестил самку кролика с чёрной шерстью и самца кролика с чёрной шерстью. В результате скрещивания в потомстве присутствовали особи с белой шерстью. Определите генотипы исходных самки и самца кроликов и полученного потомства по указанному признаку.

 

Генотип самки кролика с

чёрной шерстью

Генотип самца кролика с

чёрной шерстью

Генотип потомства с белой

шерстью



14
Тип 10.1 № 3531

Какой группы может быть кровь у отца Ирины? Укажите все возможные варианты.


Ответ:

15
Тип 10.2 № 3532

Ирина решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё четвёртая группа крови. Ирина знает, что у её матери вторая группа крови.

 

Группа крови отца
Ⅰ(0)Ⅱ(А)Ⅲ(В)Ⅳ(АВ)
Группа
крови
матери
Ⅰ(0)Ⅰ(0)Ⅱ(А)
Ⅰ(0)
Ⅲ(В)
Ⅰ(0)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Группа
крови
ребенка
Ⅱ(А)Ⅱ(А)
Ⅰ(0)
Ⅱ(А)
Ⅰ(0)
любаяⅡ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)
Ⅲ(В)Ⅲ(В)
Ⅰ(0)
любаяⅢ(В)
Ⅰ(0)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)
Ⅳ(АВ)Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)

 

Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Ира быть донором крови для своего друга, если у него третья группа крови.


Ответ:

16
Тип 11.1 № 3533

Как называется структура клетки, обозначенная на рисунке цифрой 1?


Показать


Ответ:

17
Тип 11.2 № 3534

Назовите надцарство организмов, к которому относят изображённую на рисунке клетку. Ответ поясните.


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

18
Тип 12.1 № 3535

ДНК:



19
Тип 12.2 № 3536

Белок:



20
Тип 12.3 № 3537

При расшифровке генома кукурузы было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля нуклеотидов с тимином составляет 25%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте количество (в %) в этой пробе нуклеотидов с гуанином.


Ответ:

21
Тип 13 № 3538

Объясните, руководствуясь этой схемой, образование цветков с редуцированным околоцветником (без лепестков) у предковых форм ветроопыляемых растений.


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

22
Тип 14 № 3539

На рисунке изображён представитель рода вымерших меганевров, обитавших 303,4–298,9 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите эру и период, в который обитал данный организм, а также родственный ему класс современных животных.

 

Геохронологическая таблица

ЭРАПериод и
продолжительность
(в млн лет)
Животный и растительный мир
Название и
продолжительность
(в млн лет)
Начало
(млн лет
назад)
Кайнозойская,
67
67Антропоген, 1,5Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик
Неоген, 23,5Господство млекопитающих и птиц
Палеоген, 42Появление хвостатых лемуров, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений
Мезозойская,
163
230Мел, 70Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений
Юра, 58Появление первых птиц и примитивных млекопитающих, расцвет динозавров. Огромные территории суши покрылись пышной растительностью, прежде всего разнообразными лесами. Они в основном состояли из папоротников и процветающих голосеменных. В морях процветание головоногих моллюсков
Триас, 35Начало расцвета пресмыкающихся. Появление костистых рыб. В позднем триасе вымерло четверть морских животных и насекомых и около половины всех наземных растений
Палеозойская,
295
Нет

точных

данных

Пермь, 55Вымирание трилобитов. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение каменноугольных лесов
Карбон, 63Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Характерно разнообразие насекомых. Расцвет гигантских хвощей, плаунов, древовидных папоротников
Девон, 40Быстрая эволюция рыб. В позднем девоне многие группы древних рыб вымерли. Суша подверглась нашествию множества членистоногих. Появились первые земноводные. Появились споровые хвощи и плауны
Силур, 25Происходит активное строительство коралловых рифов. Распространены ракоскорпионы. Растения заселяют берега водоёмов
Ордовик, 42Множество бесчелюстных рыб. Появляются различные виды водорослей. В конце периода появляются первые наземные растения
Кембрий, 56В ходе грандиозного эволюционного взрыва возникло большинство современных типов животных. В океанах и морях многообразие зелёных водорослей

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.