СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР
Образовательный портал для подготовки к работам
Биология для 11 класса
биология–11
сайты - меню - вход - новости


Вариант № 43938

ВПР 2020 год по биологии 11 класс. Вариант 1.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:1.5:30:00
1
Задание 1.1 № 2889

На диаграммах представлено содержание основных химических веществ в клетках растений и животных.

Какое свойство живых систем иллюстрируют данные диаграммы?


Ответ:

2
Задание 1.2 № 2890

Приведите пример вещества, служащего для запасания энергии у животных.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

3
Задание 2.1 № 2891

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задания.

Выберите из приведённого ниже списка два понятия или термина, которые можно использовать для экологического описания крупных хищных рыб в экосистеме.

1) продуцент

2) паразит

3) плотоядное животное

4) консумент

5) детритофаг


Ответ:

4
Задание 2.2 № 2892

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит комар, начиная с консументов. В ответе запишите последовательность букв.

 



5
Задание 2.3 № 2893

Правило гласит: «только лишь 10 % энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Рассчитайте величину энергии (в кДж), если на уровень насекомоядных птиц перешло 37000 кДж. Объясните свои расчёты.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

6
Задание 3 № 2894

Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема свёртывания крови. Название какого образования, являющегося результатом этого процесса, должно быть написано на месте вопросительного знака?


Ответ:

7
Задание 4 № 2895

Василиса изучала, как изменяется численность дрожжевых клеток в колбе со временем. По результатам эксперимента Василиса построила график (по оси х отложено время (в часах), а по оси у – число клеток в мл питательной среды).

Определите максимальную ёмкость среды в данном эксперименте.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

8
Задание 5 № 2896

Установите последовательность соподчинения представленных ниже элементов биологических систем, начиная с наибольшего.

Элементы биологических систем:

1) беспозвоночные животные

2) насекомые с неполным превращением

3) кузнечики

4) насекомые

5) прямокрылые

6) членистоногие

 

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.


Ответ:

9
Задание 6.1 № 2897

Кальций – распространенный макроэлемент в организме человека. В сбалансированной диете человека около 80% кальция поступает с молочными продуктами. Наибольшая часть кальция в организме находится в скелете человека и в зубах. Ионы кальция участвуют в процессах свёртывания крови, регулируют секрецию гормонов, нейромедиаторов. Для того чтобы организм не испытывал проблем, человеку в сутки необходимо примерно 800 мг

кальция.

 

 

ПродуктыСодержание

кальция,

мг/100 г продукта

ПродуктыСодержание

кальция,

мг/100 г продукта

Мясо курицы16Масло сливочное24
Колбаса варёная10Крупа рисовая24
Треска39Крупа гречневая70
Молоко121Картофель10
Сметана

(10%-ной жирности)

90Кабачки15
Творог (нежирный)176Капуста48
Сыр российский1000Морковь51
Хлеб белый25Мороженое148

 

 

Используя данные таблицы, рассчитайте количество кальция, которое человек получил во время ужина, если в его рационе было 190 г трески, 160 г кабачков и 110 г моркови. Ответ округлите до целых.


Ответ:

10
Задание 6.2 № 2898

В каком отделе головного мозга располагается центр ориентировочного рефлекса на зрительные и звуковые раздражители?


Ответ:

11
Задание 7 № 2899

Определите принадлежность примеров, приведённых в списке, видам иммунитета. Запишите номер каждого из примеров в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список примеров:

1) переболев коклюшем, люди, как правило, не заболевают этой болезнью повторно

2) вакцинирование населения против бешенства

3) люди уже с рождения невосприимчивы ко многим болезням

4) ребёнку после загрязнения раны землёй ввели противостолбнячную сыворотку

5) появляется после прививки, которая вызывает заболевание в лёгкой форме

 

Искусственный

иммунитет

Естественный иммунитет
ВрождённыйПриобретённый



12
Задание 8 № 2900

В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой второй палец ноги короче большого пальца.

 

Фрагмент родословного древа семьи

 

Используя предложенную схему, определите, доминантным или рецессивным является данный признак, и сцеплен ли он с половыми хромосомами.


Ответ:

13
Задание 9 № 2901

У супругов с нормальной пигментацией кожи (доминантный признак (А)) родился сын−альбинос (отсутствие пигмента). Определите генотипы членов семьи по указанному признаку.

МатьОтецСын


14
Задание 10.1 № 2902

Алиса решила сдать кровь в качестве донора. При заборе крови ей определили группу, и выяснилось, что у Алисы четвёртая группа. Алиса знает, что у её матери вторая группа крови.

 

Группа крови отца
Ⅰ(0)Ⅱ(А)Ⅲ(В)Ⅳ(АВ)
Группа
крови
матери
Ⅰ(0)Ⅰ(0)Ⅱ(А)
Ⅰ(0)
Ⅲ(В)
Ⅰ(0)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Группа
крови
ребенка
Ⅱ(А)Ⅱ(А)
Ⅰ(0)
Ⅱ(А)
Ⅰ(0)
любаяⅡ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)
Ⅲ(В)Ⅲ(В)
Ⅰ(0)
любаяⅢ(В)
Ⅰ(0)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)
Ⅳ(АВ)Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)
Ⅱ(А)
Ⅲ(В)
Ⅳ(АВ)

 

Какой группы может быть кровь у отца Ивана?


Ответ:

15
Задание 10.2 № 2903

Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Алиса быть донором крови для своей подруги, если у неё вторая группа крови.


Ответ:

16
Задание 11.1 № 2904

Сердце человека, как и у всех млекопитающих, четырёхкамерное. На рисунке изображён поперечный срез этого

органа.

Как называются структуры под номером 3?


Ответ:

17
Задание 11.2 № 2905

Как называются структуры под номерами 1 и 2? Какие функции они выполняют?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

18
Задание 12.1 № 2906

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

 

ЦАЦГГЦАГУУУУГЦЦ

 

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этого фрагмента молекулы РНК.

 

 

Таблица генетического кода (и-РНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ
УФен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

ЦЛей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

АИле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

ГВал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

 

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

 

ДНК:



19
Задание 12.2 № 2907

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

 

ЦАЦГГЦАГУУУУГЦЦ

 

Определите последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

 

 

Таблица генетического кода (и-РНК)

 

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ
УФен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

ЦЛей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

АИле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

ГВал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

 

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

 

Белок:



20
Задание 12.3 № 2908

При расшифровке генома собаки было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля гуанина составляет 30%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте долю нуклеотидов с аденином в этой пробе (в %).


Ответ:

21
Задание 13 № 2909

Современную эволюционную теорию можно представить в виде следующей схемы.

Объясните, руководствуясь этой схемой, формирование ярких цветков с характерной окраской у насекомоопыляемых растений.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

22
Задание 14 № 2910

На фотографии представлена окаменелость морской лилии, найденная в Подмосковье и датируемая примерно 300 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите эру и период, в которых обитал данный организм. Какие растения достигли расцвета в этот период?

 

Геохронологическая таблица

ЭРАПериод и
продолжительность
(в млн лет)
Животный и растительный мир
Название и
продолжительность
(в млн лет)
Начало
(млн лет
назад)
Кайнозойская,
67
67Антропоген, 1,5Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик
Неоген, 23,5Господство млекопитающих и птиц
Палеоген, 42Появление хвостатых лемуров, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений
Мезозойская,
163
230Мел, 70Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений
Юра, 58Появление первых птиц и примитивных млекопитающих, расцвет динозавров. Огромные территории суши покрылись пышной растительностью, прежде всего разнообразными лесами. Они в основном состояли из папоротников и процветающих голосеменных. В морях процветание головоногих моллюсков
Триас, 35Начало расцвета пресмыкающихся. Появление костистых рыб. В позднем триасе вымерло четверть морских животных и насекомых и около половины всех наземных растений
Палеозойская,
295
Нет

точных

данных

Пермь, 55Вымирание трилобитов. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение каменноугольных лесов
Карбон, 63Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Характерно разнообразие насекомых. Расцвет гигантских хвощей, плаунов, древовидных папоротников
Девон, 40Быстрая эволюция рыб. В позднем девоне многие группы древних рыб вымерли. Суша подверглась нашествию множества членистоногих. Появились первые земноводные. Появились споровые хвощи и плауны
Силур, 25Происходит активное строительство коралловых рифов. Распространены ракоскорпионы. Растения заселяют берега водоёмов
Ордовик, 42Множество бесчелюстных рыб. Появляются различные виды водорослей. В конце периода появляются первые наземные растения
Кембрий, 56В ходе грандиозного эволюционного взрыва возникло большинство современных типов животных. В океанах и морях многообразие зелёных водорослей

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:1.5:30:00
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.