ВПР 2018 год по биологии 11 класс. Вариант 3.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В экосистеме моря взаимодействует множество водорослей, высших водных растений, животных и микроорганизмов. Рассмотрите группу, в которую входят животный планктон, кашалот, растительный планктон, кальмар, анчоус.
Подпишите изображённые на фотографиях и рисунках объекты, входящие в указанную выше группу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В экосистеме моря взаимодействует множество водорослей, высших водных растений, животных и микроорганизмов. Рассмотрите группу, в которую входят животный планктон, кашалот, растительный планктон, кальмар, анчоус.
Распределите данные организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите номер или название одного из объектов группы.
Пищевая цепь:
→ | → | → | → |
В экосистеме моря взаимодействует множество водорослей, высших водных растений, животных и микроорганизмов. Рассмотрите группу, в которую входят животный планктон, кашалот, растительный планктон, кальмар, анчоус. Как скажется на численности кашалотов сокращение численности фито- и зоопланктона? Ответ обоснуйте.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота азота в природе. Название какого процесса должно быть написано на месте вопросительного знака?
Ответ:
Обобщая статистику медицинских учреждений, Иван Сергеевич изучал выработку фермента лактазы у людей разного возраста. В исследованиях измерялась активность фермента в желудочном соке (в % в сравнении с эталонным ферментом). По результатам своей работы Иван Сергеевич построил график (по оси x отложен возраст (годы), а по оси у — активность фермента (в %)).
Опишите зависимость активности фермента лактазы от возраста, начиная с пяти лет.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего.
Элементы:
1) сосуд
2) клеточная оболочка
3) древесина
4) проводящая система
5) побег
6) стебель
Запишите соответствующую последовательность цифр.
Ответ:
Углеводы выполняют множество важных функций в организмах человека и животных. Они обеспечивают организм энергией, входят в состав клеточных мембран и цитоплазмы; участвуют в образовании нуклеиновых кислот. Для того чтобы организм не испытывал проблем, человеку в сутки необходимо 450–500 г углеводов.
Продукты | Содержание углеводов, г/100 г продукта | Продукты | Содержание углеводов, г/100 г продукта |
---|---|---|---|
Яблоки | 11,3 | Апельсиновый сок | 13 |
Молоко коровье | 4,7 | Куры | 0,6 |
Яйцо куриное (1 яйцо — 75 г) | 0,6 | Свинина нежирная | 0 |
Творог полужирный | 1,3 | Крупа гречневая | 68 |
Используя данные таблицы, рассчитайте количество углеводов, которое человек получил во время завтрака, если в его рационе было: 2 яйца, 150 г апельсинового сока, 1 яблоко массой 175 г и 75 г творога. Ответ округлите до целых.
Ответ:
Назовите один из гормонов, регулирующих уровень глюкозы в крови.
Ответ:
Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой болезни из списка в соответствующую ячейку таблицы. В каждой ячейке таблицы может быть записано несколько номеров.
Список болезней человека:
1) туберкулез
2) оспа
3) лордоз
4) синдром Дауна
5) дизентерия
Наследственное заболевание | Приобретённое заболевание | |
Инфекционное | Неинфекционное | |
В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у членов которой встречается признак оттопыренных ушей.
Используя предложенную схему, определите, доминантным или рецессивным является данный признак и сцеплен ли он с половыми хромосомами.
Ответ:
У супругов с нормальной пигментацией кожи (доминантный признак (А)) родился сын-альбинос (отсутствие пигмента). Определите генотипы членов семьи по указанному признаку.
Ответы занесите в таблицу.
Мать | Отец | Сын |
Ответ:
Функцией изображённой на рисунке молекулы является транспорт веществ. Как называется молекула, изображённая на рисунке?
Ответ:
Функцией изображённой на рисунке молекулы является транспорт веществ. В каком метаболическом процессе, происходящем в клетке, эта молекула участвует? Какова роль изображённой молекулы в этом процессе?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
При расшифровке генома свеклы было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля нуклеотидов с гуанином составляет 45%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте количество (в %) в этой пробе нуклеотидов с тимином.
Ответ:
Современную эволюционную теорию, согласно учению Дарвина, можно представить в виде следующей схемы.
Объясните, руководствуясь этой схемой, формирование очень длинного корня у предковых форм современной верблюжьей колючки.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
На рисунке изображены скелет и реконструкция стегоцефала — вымершего животного, появившегося на Земле около 400 млн лет назад.
Стегоцефалы — одни из первых позвоночных, вышедших на сушу. Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в которые появился данный организм, а также какой группе современных животных (уровня класса) он соответствует.
ЭРА | Период и продолжительность (в млн лет) | Животный и растительный мир | |
---|---|---|---|
Название и продолжительность (в млн лет) | Начало (млн лет назад) | ||
Кайнозойская, 66 | 66 | Антропоген, 2,58 | Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик |
Неоген, 20,45 | Господство млекопитающих и птиц | ||
Палеоген, 43 | Появление хвостатых лемуров, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений | ||
Мезозойская, 186 | 252 | Мел, 79 | Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений |
Юра, 56 | Появление первых птиц и примитивных млекопитающих, расцвет динозавров. Огромные территории суши покрылись пышной растительностью, прежде всего разнообразными лесами. Они в основном состояли из папоротников и процветающих голосеменных. В морях процветание головоногих моллюсков | ||
Триас, 51 | Начало расцвета пресмыкающихся. Появление костистых рыб | ||
Палеозойская, 289 | 541 | Пермь, 47 | Вымирание трилобитов. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение каменноугольных лесов |
Карбон, 60 | Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Характерно разнообразие насекомых. Расцвет гигантских хвощей, плаунов, древовидных папоротников | ||
Девон, 60 | Быстрая эволюция рыб. В позднем девоне многие группы древних рыб вымерли. Суша подверглась нашествию множества членистоногих. Появились первые земноводные. Появились споровые хвощи и плауны | ||
Силур, 25 | Происходит активное строительство коралловых рифов. Распространены ракоскорпионы. Растения заселяют берега водоёмов | ||
Ордовик, 41 | Множество бесчелюстных рыб. Появляются различные виды водорослей. В конце периода появляются первые наземные растения | ||
Кембрий, 56 | В ходе грандиозного эволюционного взрыва возникло большинство современных типов животных. В океанах и морях многообразие зелёных водорослей |
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.