Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
Образовательный портал «РЕШУ ВПР» (https://bio11-vpr.sdamgia.ru)
Вариант № 57587

ВПР 2021 год по биологии 11 класс. Вариант 3.

1.

Какое свойство живых систем иллюстрирует данное природное явление?


На рисунке изображены бабочки в разный период времени.

2.

Приведите пример процесса, иллюстрирующего подобное свойство у растений.


На рисунке изображены бабочки в разный период времени.

3.

Выберите из приведённого ниже списка два понятия или термина, которые можно использовать для экологического описания простейших в экосистеме.

1) редуцент

2) консумент

3) зоопланктон

4) детритофаг

5) паразит


Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задания.

4.

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую мелкие рыбы, начиная с продуцентов. В ответе запишите последовательность букв.

 


Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задания.

5.

Правило гласит: «только 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Рассчитайте количество энергии (в кДж), которое перейдёт на уровень жука-плавунца при первичной годовой продукции экосистемы 320000 кДж. Объясните свои расчёты.


Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задания.

6.

Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема клеточного цикла. Какая его фаза обозначена вопросительным знаком?

7.

Пётр изучал численность молодых особей мух, вылупляющихся в пробирках при различной температуре за одинаковое время. По результатам эксперимента Пётр построил график (по оси х отложена температура (в °С), а по оси у — численность особей).

Опишите зависимость численности молодых мух от температуры.

8.

Установите последовательность соподчинения представленных ниже биологических наук, начиная с наибольшего.

Биологические науки:

1) физиология растений

2) биология

3) естественные науки

4) физиология

5) учение о процессе фотосинтеза

6) сведения о световой фазе

 

Запишите соответствующую последовательность цифр.

9.

Около 80% холестерина (примерно 1 г в день) вырабатывается в печени, остальная часть поступает из продуктов, которые мы употребляем. Холестерин укрепляет мембрану клетки, преобразуется в желчную кислоту, которая помогает в расщеплении жиров в кишечнике, способствует образованию в организме витамина D и гормонов, — тестостерона (у мужчин) и эстрогена (у женщин).

 

ПродуктыКоличество холестерина,
г/100 г продукта
ПродуктыКоличество холестерина,
г/100 г продукта
Молоко пастеризованное0,01Сосиски (1 сосиска — 40 г)0,04
Творог нежирный0,04Колбаса варёная0,07
Сыр голландский0,51Яйцо куриное (1 яйцо — 50 г)0,57
Масло сливочное0,18Треска0,03

 

Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина, которое человек получил во время обеда, если в его рационе было: 80 г трески, 5 г сливочного масла, одно куриное яйцо. Ответ округлите до сотых.

10.

В каком отделе головного мозга находятся центры безусловных пищевых рефлексов?

11.

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

 

Список болезней человека:

1) гемофилия

2) ветряная оспа

3) цинга

4) инфаркт миокарда

5) холера

 

Наследственное

заболевание

Приобретённое заболевание
ИнфекционноеНеинфекционное

12.

В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой курносый нос.

Фрагмент родословного древа семьи

Используя предложенную схему, определите, доминантным или рецессивным является данный признак, и сцеплен ли он с половыми хромосомами.

13.

В браке праворуких родителей (доминантный признак (А)) родился сын-левша. Определите генотипы членов семьи по указанному признаку.

Ответы занесите в таблицу.

 

МатьОтецСын

14.

Какой группы может быть кровь у Лены?

15.

Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли мама Лены быть донором крови для своей дочери?

16.

На рисунке изображены особые форменные элементы крови человека, клетки, способные к фагоцитозу — активному захвату и перевариванию бактерий, остатков погибших клеток и других чужеродных или токсичных для организма частиц. Они присутствуют практически в каждом органе и в тканях, могут проникать через стенки сосудов к местам скопления инородных веществ. Как называются эти форменные элементы?

17.

На рисунке изображены особые форменные элементы крови человека, клетки, способные к фагоцитозу — активному захвату и перевариванию бактерий, остатков погибших клеток и других чужеродных или токсичных для организма частиц. Они присутствуют практически в каждом органе и в тканях, могут проникать через стенки сосудов к местам скопления инородных веществ. Какую функцию выполняют эти клетки в организме человека? Какая клеточная структура и каким образом обеспечивает процесс фагоцитоза?

18.

ДНК:


Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

ЦЦЦУУЦУУАЦАУЦГЦ

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и аминокислотную последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом ДНК.

Таблица генетического кода (и-РНК)

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ
УФен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

ЦЛей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

АИле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

ГВал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

19.

Белок:


Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

ЦЦЦУУЦУУАЦАУЦГЦ

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и аминокислотную последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом ДНК.

Таблица генетического кода (и-РНК)

Первое

основание

Второе основаниеТретье

основание

УЦАГ
УФен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

ЦЛей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

АИле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

ГВал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

20.

При расшифровке генома ржи было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля аденина составляет 30%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте долю нуклеотидов с гуанином в этой пробе (в %).

21.

Объясните, руководствуясь этой схемой, образование различных видов лосося, нерестящихся раз в два года в чётные (первый подвид) и в нечётные (второй подвид) годы.


Современную эволюционную теорию можно представить в виде следующей схемы.

22.

На рисунке изображён плезиозавр — вымершее животное, обитавшее примерно 200–67 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и периоды, в которых обитал данный организм, а также установите родственную ему группу животных

Геохронологическая таблица

ЭРАПериод и
продолжительность
(в млн лет)
Животный и растительный мир
Название и
продолжительность
(в млн лет)
Начало
(млн лет
назад)
Кайнозойская,
67
67Антропоген, 1,5Появление и развитие человека. Формирование существующих растительных сообществ. Животный мир принял современный облик
Неоген, 23,5Господство млекопитающих и птиц
Палеоген, 42Появление хвостатых лемуров, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений
Мезозойская,
163
230Мел, 70Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение многообразия папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений
Юра, 58Появление первых птиц и примитивных млекопитающих, расцвет динозавров. Огромные территории суши покрылись пышной растительностью, прежде всего разнообразными лесами. Они в основном состояли из папоротников и процветающих голосеменных. В морях процветание головоногих моллюсков
Триас, 35Начало расцвета пресмыкающихся. Появление костистых рыб. В позднем триасе вымерло четверть морских животных и насекомых и около половины всех наземных растений
Палеозойская,
295
Нет

точных

данных

Пермь, 55Вымирание трилобитов. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение каменноугольных лесов
Карбон, 63Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Характерно разнообразие насекомых. Расцвет гигантских хвощей, плаунов, древовидных папоротников
Девон, 40Быстрая эволюция рыб. В позднем девоне многие группы древних рыб вымерли. Суша подверглась нашествию множества членистоногих. Появились первые земноводные. Появились споровые хвощи и плауны
Силур, 25Происходит активное строительство коралловых рифов. Распространены ракоскорпионы. Растения заселяют берега водоёмов
Ордовик, 42Множество бесчелюстных рыб. Появляются различные виды водорослей. В конце периода появляются первые наземные растения
Кембрий, 56В ходе грандиозного эволюционного взрыва возникло большинство современных типов животных. В океанах и морях многообразие зелёных водорослей